РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ:

Назначение

Устройство

Сборка

Разборка

Обслуживание

Гарантия

НАЗНАЧЕНИЕ

( вверх )

общий вид

Парусный катамаран "Простор" представляет собой быстроходное, маневренное судно, предназначенное для прогулок и непродолжительных походов по рекам и озерам, а также в прибрежных зонах водохранилищ и морей, на расстоянии не более 1000 м от берега.

Допускается эксплуатация катамарана при скорости ветра до 10 м/c и высоте волны до 0,5 м.

К управлению катамараном допускаются лица, имеющие удостоверение рулевого 2 класса.

Для удобства транспортирования и хранения катамаран выполнен разборным.

На катамаране могут путешествовать четыре человека, причем каждый член экипажа должен быть обеспечен спасательным жилетом.

Детали

Спасательные жилеты не входят в комплект поставки катамарана и должны приобретаться отдельно.

Безопасность плавания на катамаране может быть обеспечена при условии соблюдения .экипажем всех положений данного руководства но эксплуатации и "Правил плавания по внутренним судоходным путям".

НЕ ДОПУСКАЙТЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ КАТАМАРАНА:

с нагрузкой более 350 кг;

при ветре более 10 м/с;

при высоте волны более 0,5 м;

при удалении от берега более 1000 м.

УСТРОЙСТВО

( вверх )

общяя схема

1 - корпус;

2 - стопор;

3- обтекатель;

4 - балка продольная передняя;

5 - корпус;

6 - шнур (L = 2000 мм);

7 - шнур d 8 (L = 7000 мм);

8 - тент;

9 - шверт ;

10 - шнур d 6 (L = 6500 мм);

11 - балка продольная задняя;

12 - блок двушкивный двуобушковый;

13 - тяга с румпелями и удлинителем румпеля;

14 - руль;

15 - штерт

(шнур d 6 мм, L = 1000 мм);

16 - вертлюг;

17 - гика-шкот

(шнур d 8 мм, L = 8000 мм);

18 - удлинитель гика-шкота (шнур с заделкой, d 8 мм, L = 1200 мм);

19 - балка кормовая;

20 - балка продольная задняя;

21 - гик;

22 - ванта;

23 - грот;

24 - лат;

25 - секция мачты верхняя;

26 - секция мачты средняя;

27 - штаг;

28 - секция мачты нижняя;

29 - оттяжка гика (шнур d 8 мм, L = 3000 км);

30 - блок двушкивный однообушковый;

31 - шпрюйт (шнур с заделкой, d 8 мм, L = 5000 мм);

32 - балка подмачтовая;

33 - балка продольная передняя;

34 - обтекатель;

35 - вант-путенс;

36 - кронштейн;

37 - коробка шверта;

38 - вороток;

39 - кронштейн шверта;

40 - ось;

41 - фиксатор;

42 - муфта;

43 - грот-фал (шнур d 8 мм, L = 14000 мм);

44 - такелажная скоба;

45 - блок одношкивный;

46 - блок двушкивный

figI

figII

figIII

figIV

figV

figVI

figVII

Рама - состоит из двух продольных (левой 4, 11 и правой 33, 20) подмачтовой 32 и кормовой 19 балок, четырех кронштейнов швертов39. Является силовой частью катамарана , соединяющей воедино корпуса 1, 5, тент 8 и парусное вооружение.

Корпуса 1, 5 - обеспечивают плавучесть катамарана. Склеены из воздухонепроницаемой ткани, имеют герметичную перегородку, которая разделяет каждый корпус на два отсека плавучести. Каждый отсек снабжен вентилем для наполнения воздухом. В верхней части корпуса наклеен ликтрос, с помощью которого корпус крепится к продольной балке (узел VI).

Продольные балки - состоят из передних 4, 33 и задних 11, 20 балок, которые соединяются при помощи болтов. На балках устанавливаются съемные кронштейны 36 для крепления подмачтовой 32 и кормовой 19 балок (узел III), имеются лик-пазы для крепления тента и корпусов. В средней части продольных балок расположены отверстия для установки кронштейнов швертов 39.

Кормовая балка 19 - служит для соединения между собой продольных балок. В средней части балки установлена скоба для крепления при помощи вертлюга 16 двушкивного блока 46 гика-шкота 17.

Подмачтовая балка 32 - служит для соединения между собой продольных балок и имеет опору для установки мачты.

Обтекатели 3, 34 - придают носовой части корпуса удобообтекаемую форму, что уменьшает забрызгивание.

Шверт 9 - служит для уменьшения дрейфа катамарана под парусом. При подходе катамарана к отмелям шверты должны быть убраны, во избежание поломки.

Кронштейны швертов 39 - предназначены для крепления коробок 37, в которые вставляются шверты (узел VI).

Тент 8 - служит для размещения членов экипажа. Он изготовлен из синтетической ткани, и состоит из двух частей, на каждой из которых имеется ремень, для откренивания. К продольным балкам тент крепится с помощью лик-паза, к подмачтовой присоединяется капроновым шнуром, к кормовой-карманами. Обе половины тента соединяются между собой капроновым шнуром d 6 мм, длиной 6500 мм.

Рулевое управление - состоит из двух рулей 14, тяги с двумя румпелями и удлинителем румпеля 13. Крепление пера руля к баллерной коробке предусматривает его вращение в вертикальной плоскости.

Амортизатор - удерживает руль в рабочем положении.

Тяга с румпелями 13 - предназначена для соединения рулей и обеспечения синхронности их работы.

Удлинитель румпеля - предназначен для удобства управления катамараном.

Парусное вооружение - состоит из паруса (грота) , мачты, гика 21. стоячего и бегучего такелажа.

Мачта 25, 26, 28 - представляет собой три секции, изготовленные из дюралюминиевых труб н соединенные между собой муфтами 42. Нижним концом, мачта устанавливается в опору на подмачтовой балке 32. Слева и справа - поддерживается двумя вантами 22, спереди - штагом 27. Опорный узел предусматривает вращение мачты. Наклон мачты вперед-назад, влево и вправо регулируется с помощью шпрюйта 31 и натяжных устройств к вантам.

Парус (грот) 23 - изготовлен из специальной парусной ткани. В передней шкаторине грота зашит лик-трос, с помощью которого грот крепится к мачте. На гроте имеются три лат-кармана, в которые вставляются латы 24, служащие для придания парусу правильной аэродинамической формы. На лат-карманах пришиты капроновые ленты с пряжками для регулировки изгиба лат.

Гик 21 - служит для растяжки паруса в продольном направлении и обеспечивает управление парусом. Гик состоит из двух частей, соединенных между собой с помощью втулок. Передний конец гика с изогнутыми трубами соединен с мачтой через оттяжку гика 29, с помощью которой регулируется степень натяжения грота и прогиба мачты. К заднему концу гика с помощью удлинителя гика-шкота 18 неподвижно крепится шкотовый угол грота.

Стоячий такелаж - штаг и ванты.

Штаг 27 - удерживает мачту в продольном направлении. Штаг изготовлен из стального нержавеющего троса. Верхним концом он крепится к оковке на мачте. К нижнему его концу прикреплен одношкивный блок 45, через который проходит шпрюйт 31. С помощью шпрюйта осуществляется набивка (натяжение) штага.

Ванты 22 - удерживают мачту в поперечном направлении. Изготовлены они из стального нержавеющего троса.

Бегучий такелаж - гика-шкот, оттяжка гика, грот-фал.

Гпка-шкот 17 - служит для поворота паруса с гиком вокруг оси мачты. Коренной конец гика-шкота крепится к двушкивному блоку 46, а ходовой конец выведен к месту расположения рулевого.

Оттяжка гика 29 - служит для регулировки натяжения грота по задней и нижней шкаторинам и регулировки прогиба мачты, что в свою очередь позволяет настроить парус на конкретные погодные условия.

Грот-фал 43 - предназначен для подъема грота на мачту и регулировки натяжения грота по передней шкаторине.

figVIIIfigXI

figX

figXI

figXIII

figXIV

figXV

figXVI

figXVII

figXVIII

figXIX

Катамаран упакован в два чехла.

Чехол № 1

Чехол № 2

Балки продольные,

Балка нодмачтовая,

Балка кормовая,

Секции мачты (нижняя, средняя, верхняя),

тяга румпеля с удлинителем румпеля,

латы,

гик,

весло,

упаковочный лист.

корпуса,

обтекатели,

вертлюг,

рули,

кронштейны шнертов,

шверты,

тент,

грот,

такелажные скобы,

блоки,

коробки шверта,

оси,

шнуры,

кронштейны,

воротки,

втулки,

муфты,

крепежные детали,

мех,

ремонтный комплект,

руководство по эксплуатации ,

упаковочный лист.

Важно:

При распаковке чехлов запомните последовательность, так как при упаковке Вы должны будете все уложить в обратной последовательности.

СБОРКА

( вверх )

1. Определите (по маркировке) правую и левую продольные балки. Соберите продольные балки, для чего необходимо состыковать между собой

переднюю 4, 33 и заднюю 11, 20 части балки и зафиксировать их четырьмя винтами М8х30 мм (узел V). Перед сборкой катамарана на резьбовые части соединений нанесите тонкий слой консистентной смазки. Это облегчит Вам его разборку.

2. На каждой из продольных балок установите по два кронштейна 36 для крепления кормовой и подмачтовой балок. Для этого состыкуйте отверстия на кронштейне с отверстиями на балке и зафиксируйте их четырьмя винтами М8х15 (узел III).

3. Установите почмачтовую балку 32 в кронштейны и закрепите ее четырьмя шпильками М8х140 и воротками (узел III).

4. Расстелите обе часги тента 8 вдоль продольных балок проденьте кормовую балку 19 в карманы обеих частей тента 8 и закрепите балку четырьмя шпильками М8х140 и воротками в кронштейнах.

5. Установите кронштейны швертов 39, совместно с коробками швертов 37, на продольные балки, закрепите их воротками 38. Шверты 9 устанавливаются в коробки швертов 37, когда катамаран находится на плаву.

6. Присоедините тент к продольным балкам с помощью лик-пазов. Соедините обе половины тента между собой шнуром d 6. мм, L=6500 мм. К подмачтовой балке 32 тент присоедините при помощи двух шнуров d6 мм, L=2000 мм.

Для придания овальной формы отверстию для шверта, перед натяжкой, установите в карман на тенте металлическую трубку d 20 мм, L=574 мм.

7. Раскатайте корпуса 1, 5 и немного подкачайте их с помощью насоса до

принятия формы. Присоедините корпуса к продольным балкам, для чего лик-трос, зашитый в верхней части корпуса, проденьте в лик-паз на продольной балке (узел VI). На носовую часть корпусов установите обтекатели 34, 3, при этом свободный конец ликтроса закрепите в стопор (узел VII). Докачайте носовой и кормовой отсеки окончательно, до рабочего давления.

 8. Установка рулевого устройства

a) Навесте рули 14 на петли, находящиеся на кормовой части продольных балок, и закрепите их осями 40 (узел VIII).

b) Соедините, румпель 13 с рулями 14, для чего установите концы румпеля в баллерную коробку и закрепите фиксаторами 41 (узел VIII).

9. Сборка и установка мачты.

a) Состыкуйте нижнюю 28, среднюю 26 и верхнюю 25 секции мачт, , с помощью муфт 42 (узел XIV). Мачту положите вдоль тента "пяткой" около опоры.

b) Один конец фала 43 (капроновый шнур d 8 мм, L= 14000 мм) прикрепите к скобе в нижней части секции 28 произвольным узлом, другой конец фала проведите через топ мачты (узел XIII) и привяжите к той же скобе на нижней секции мачты.

c) Закрепите штаг 27 (канат с заделками) и ванты 22 (канат с заделками) при помощи такелажной скобы 44 на оковке в средней секции мачты (узел XV).

d) Прикрепите к вантам двушкивные однообушковые блоки 30. Двушкивные двуобушковые блоки 12 крепятся к вант-путенсам 35 на продольных балках.. Далее заведите в двушкивные блоки капроновые шнуры 7 ( d 8 мм, L == 7000 мм), ходовые концы выведите к стопорам 2 на продольных балках (узел IV).

e) К нижнему концу штага 27 при помощи такелажной скобы 44 прикрепите одношкивный блок 45 (узел XVII). Одношкивный блок 45 крепится также на левую продольную балку (см. узел II). Далее на правой продольной балке с помощью такелажной скобы закрепите шпрюйт 31 ( шнур с заделкой d 8 мм, L=5000 мм) (узел XVIII), затем проведите его через одношкивный блок на штаге и одношкивный блок на левой продольной балке. Конец шпрюйта выведите на продольную балку 4 в стопор 2.

g) Приподнимите мачту и нижним концом установите ее в опору на подмачтовой балке. Придерживая мачту в наклонном положении, натяните шпрюйт до установки мачты в вертикальное положение. Конец шпрюйта закрепите в стопоре 2. Затем натяните ванты и закрепите их в стопорах 2.

10. Установка грота.

a) Разложите грот (парус) 23, вставьте латы 24 в карманы и закрепите ремешками (узел XI).

b) Один конец фала 43 прикрепите с помощью узла к фаловому углу грота. Потянув второй конец фала, поднимите переднюю шкаторииу грота по лик-пазу (узел Х1П). Конец фала выведите под подмачтовую балку и закрепите и стопоре 2 на мачте (узел I).

с) Прикрепите галсоный угол грота 23 штертом 15 к скобе на нижней секции мачты 28.

11. Сборка и установка гика.

a) Соберите гик 21. заведя мачту внутрь передней половины гика, соедините обе половины с помощью фиксаторов.

b) Передний (с изогнутыми трубами) конец гика соедините с мачтой через оттяжку 29 гика (капроновый шнур d 8 мм, L=3000 мм) (узел XVI).

c) Задний конец гика с помощью удлинителя гика-шкота 18 (шнур с заделкой d 8 мм, L=1200 мм) прикрепите неподвижно к шкотовому углу грота (узел X). Далее, к свободному концу удлинителя 18 гика-шкота прикрепите двушкивный блок 46. Другой двушкивный блок прикрепите к кормовой балке 19 при помощи вертлюга 16. Заведите в двушкивные блоки гика-шкот 17 (капроновый шпур d 8 мм, L==8000 мм). Конец гика-шкота выведите на тент к месту расположения рулевого.

РАЗБОРКА

( вверх )

Разборка катамарана производится в следующем порядке:

1. Снимите грот:

- развяжите узлы у шкотового и галсового углов грота:

- снимите гик, выньте фал из стопора, парус опустите по мачте вниз:

- отвяжите фал от паруса, выньте латы, парус сложите, как показано на рис. 3.

2. Снимите мачту:

- удерживая мачту, снимите со стопора ходовой конец шпрюйта и положите мачту на тент;

- отсоедините штаг и ванты от мачты, затем ванты и шпрюйт от продольных балок;

- отсоедините двушкивный блок гика-шкота от кормовой балки;

- разберите мачту.

3. Разберите рулевое устройство.

4. Расшнуруйте тент, снимите подмачтовую и кормовую балки, далее выньте обе части тента из лик-пазов и сложите (тент предварительно должен быть очищен от загрязнений и просушен).

5. Выверните клапаны из корпусов и спустите воздух (предварительно корпуса должны быть очищены от загрязнении и просушены). Сверните корпуса в рулон.

6. Снимите обтекатели.

7. Снимите кронштейны швертов и размонтируйте продольные балки.

8. Уложите детали катамарана в чехлы .

Важно:

Во избежание утери все снятые болты, гайки, скобы и прочие мелкие детали рекомендуется укладывать в чехол сразу же после разборки очередного узла.

ОБСЛУЖИВАНИЕ

( вверх )

Корпуса, парус и тент катамарана необходимо оберегать от повреждения острыми предметами и от загрязнения. При загрязнении мыть щеткой пресной водой с применением мыла или мыльных порошков. Применение растворителей для очистки тканей запрещается.

После плавания и морской воде все части катамарана необходимо обмыть пресной водой и просушить.

При использовании катамарана в походах без его разборки на ночлег , перед очередным выходом на воду необходимо проверить техническое состояние судна: крепление балок, наполнение корпусов, натяжение вант и штага, состояние бегучего такелажа, крепление рулей.

ГАРАНТИЯ

( вверх )

.Завод изготовитель гарантирует исправную работу катамарана в течение 12 месяцев со дня приобретения в магазине, при условии соблюдения потребителем правил хранения, транспортирования и эксплуатации катамарана.

При покупке проследите об отметке магазином даты продажи и паспорте на катамаран. При отсутствии штампа магазина и даты продажи срок гарантии исчисляется со дня выпуска, который указан в паспорте.

Уважаемый покупатель! Купленный Вами катамаран может иметь некоторые отличия от описанного и данном руководстве , так как завод постоянно ведет работы по совершенствованию продукции и улучшению потребительских свойств.

Вверх

НАЗАД