Автожир "Друг WAl-5" из Твери.

( кликните на фото для увеличения )

Этот проект, очевидно, не был бы осуществлен без постоянной поддержки Тверского Экспериментального Механического Завода и помощи его генерального директора Родионова Владимира Викторовича.

Автором проекта и его исполнителем является Вадим Александров . За его плечами постройка одного незавершенного и двух летавших самолетов. Один из них - "Пари" - по схеме утка, а другой - "Пистон" - биплан с гибким крылом обратной стреловидности. Недостроенным остался самолет-безхвостка. Кроме работы над своими проектами, Вадим участвовал в постройке других аппаратов клуба, где не являлся "генеральным" конструктором.

С 1989 года Александров Вадим приступил к теоретическим и модельным проработкам конструкции автожира. Было проведено огромное количество модельных испытаний. К 1995 году был построен первый прототип аппарата, который резво взлетал, держался на хвостовом колесе, но при отрыве заваливался вправо. Потом были 2, 3 и 4 прототипы. Все они, как выяснилось в процессе испытаний, по тем или иным причинам, оказались несовершенными. И, наконец, в июле 1999 года прошли успешные испытания 5 аппарата. Начались регулярные полеты на автожире, в том числе и зимой.

В зимний период эксплуатации, автожир еще использовался и как аэросани, благодаря конструкции силовой рамы. Для работы в новом качестве аппарат был переделан в 2-х местный вариант и мог тащить за собой двух лыжников на буксире.

После зимней эксплуатации в сезон 2000 года начались полеты на простой пилотаж. Были освоены: горки, парашютирование, восьмерки, разворот на горке, посадка с выключенным двигателем... Последнее, учитывая ненадежность силовой установки (РМЗ-640), стал чуть ли не штатным элементом пилотажа. За сезон 2000 года шесть непреднамеренных остановок двигателя в воздухе (в основном по топливной системе и по перегреву).

 Но несмотря на эти неприятности, задачи которые ставились при освоении простого пилотажа были выполнены: автор убедился в правильности конструкции, ее безопасности, надежности и понял возможности данного аппарата.

Характеристики аппарата получились следующие:

  • Вес заправленного 130 кг
  • Полетный вес до 210 кг
  • Диаметр несущего винта из композитных материалов 6,3 м
  • Хорда лопасти 210 мм
  • Двигатель РМЗ 640
  • Редуктор клино-ременный 
  • Диаметр толкающего винта 1,6 м
  • Статическая тяга max 100 кг
  • Емкость топливного бака 20 л
  • Vmin горизонт.полета 45 км/час
  • Vmax горизонт.полета 80 км/час
  • Кратковременная (до 5 сек) потеря скорости  до 0 км/час
  • Vmax по "целине" в режиме аэросаней 60 км/час
  • Управление - "дельтапланерное"

В проекте уже "спортивный" автожир с самолетным управлением и обтекателем.

НАЗАД